Опубликовано 15 сентября 2016 в 16:51

Мы в «Теремке» встречаемся.

Нам с детством по пути.

Милее нашей группы

Пожалуй, не найти!

До чего же хороши

В «Теремке» все малыши!

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста « Теремок» в соответствии с ФГОС ДО»

Федеральный государственный образовательный стандарт дает нам чёткие требования к развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1. Трансформируемой, предполагает:

- возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

2. Полифункциональной, предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в группе полифункциональных предметов, которые используются в разных видах детской активности.

3. Вариативностьсреды предполагает:
- наличие в группе разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость игрового материала, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

4. Доступность среды предполагает:
- свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

5. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности. Поэтому в группе достаточно места для двигательной активности детей, но в тоже время созданы игровые центры.

Мы учли, что каждый центр имеют свою специфику: в одних проходят шумные игры, а в других спокойные. Поэтому расположили центры так, чтобы играя, дети не мешали друг другу.

-Центр сюжетно-отобразительных игр это «Дом». Здесь собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель: кроватки обеспечили комплектами постельного белья. На кухне: посуда, кастрюли, миски, сковороды; комплекты чайной посуды: чайники, тарелочки, чашечки. Посуда разного размера, формы, цвета это способствует сенсорному развитию детей.

В уголке размещены дидактические игрушки: кукла девочка, кукла мальчик. Есть куклы одетые в одноцветную одежду. Например, одна одета в зеленое платье, на голове у нее зеленый бант, на ногах зеленые носочки, другие одеты в желтую, красную, синюю одежду. Сшили одежду для дидактической куклы на каждый сезон. Так как дети любят наряжаться, в кукольный уголок мы повесили зеркало и всё, что нужно для ряжения.

Цель: расширяем представление детей о назначении предметов, учим действовать с ними, перенос полученных знаний и навыков в самостоятельные игры и повседневную жизнь, обогащаем сенсорный опыт детей.

-Центр сенсорного развития представлен дидактическими пособиями, они доступны для детей, яркие, разнообразные, а также они полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.

Разнообразные дидактические подушки, которые сшили из ткани и клеенки. Это куб, который помогает детям освоить геометрические формы предметов, гусеница – развивает сенсорные способности детей, представления о величине, цвете, фактуре предметов; развивает мелкую моторику рук, сенсорные способности детей.

-Центр «Песка и воды». В этом центре у нас много сделано своими руками, это и формочки, и совочки из пластмассовых бутылок, кораблики, флажки. Малыши очень любят здесь играть, им нравится ощущать тепло песка и прохладу воды, а также развивается мелкая моторика кистей рук ребенка, сбрасывается накопившееся психо - эмоциональное напряжение.

-Книжный уголок. При оформлении уголка учитывали реализуемую программу и индивидуальные особенности этого возраста. Ярко, красочно оформленные книги, предметные и сюжетные картинки, привлекают внимание малышей, которые с удовольствием их рассматривают и учатся общаться.

Установили небольшой стол, книжный стеллаж. Книги аккуратно лежат на столе, а часть их на специальных подставках. Наши малыши любят проводить время в книжном центре, самостоятельно рассматривают иллюстрации, рассказывают потешки, это способствует развитию речи детей, мышлению, памяти.

-Центр физического развития гармонично вписывается в пространство группы. Оснащен оригинальными видами стандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.

Особое значение придаем использованию нестандартного физкультурного оборудования (массажные дорожки) для профилактики плоскостопия.

Всё это позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям.

Предметно – развивающая среда в группе раннего возраста «Теремок» спроектирована в соответствии с основной образовательной программой, реализуемой в ДОУ№ 91,

При проектировании

- создавались условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

-учитывался принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.

Наполняя предметно - пространственную среду учитывали возрастные возможности детей раннего возраста.

Образовательная область Наполнение предметно – пространственной среды Степень личного участия
Социально – коммуникативное развитие Центр сюжетной и сюжетно – отобразительной игры
Куклы-голыши, куклы в одежде, кукольная мебель.

Набор «Кухня» (плита, буфет, стол, раковина кран т.д.)

Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда чайная и столовая, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, бинт и т.д.), прогулок (коляски, машины), уборки (губка, мыло, мисочка, совок, веник, салфетки), причесывания (зеркало, расческа, ленточки), стирки и глажения (тазик, гладильная доска, утюги), совершения покупок (касса, муляжи продуктов, овощей и фруктов, сумочки) и др.

Животные лесные и домашние. Деревья.

Строительные наборы.

Машины разных размеров, цветов, назначения («пожарная машина», «скорая помощь», грузовики, легковые машины, подъемный кран, кораблики, самолеты, поезда и т.д.)

Сшиты:

- одежда по сезонам для всех кукол;

- постельное белье для игрушечных кроваток;

- юбки, платочки, пилотки основных цветов;

- сумочки, прихватки, скатерти основных цветов.

- белый халат и шапочка для «доктора»;

Изготовлены ширмы разных размеров.

Для игр подобраны предметы-заместители: баночки, кубики, палочки, шарики, кирпичики, колечки и т.д.

Дидактические игры:

«Кукла проснулась»

«Кукла обедает»

«Кукла собирается на прогулку».

Центр трудового воспитания

Оборудование для хозяйственно – бытового труда, ручного труда, труда на участке: тазики, тряпочки, швабра, совочек, природный и бросовый материал, лопаты и грабли, тележки. Предметные картинки о труде взрослых. Художественная литература с иллюстрациями.
Познавательное развитие Игры, развивающие познавательные процессы и мышление: вкладыши;

пирамидки; кубики, матрешки, картинки, конструкторы.

Игры, развивающие познавательную активность: коробочки с секретом, игрушки с сюрпризом.

Игры, развивающие целенаправленность действий: фигурная пирамидка, конструкторы, мозаика, пазлы крупные.

Игры, развивающие практические и орудийные действия: шнуровки, застежки, молнии, крючки и замочки, ленты, нитки, веревочки.

Дидактический стол с наполнением.

Дидактические игры:

«Домино. Сказка «Репка»

«Гуси с гусятами»

«Курочки и цыплята»

«Ёлочки и грибочки»

«Где чья мама?» и др.

Картотека игр с магнитом.

Центр воды и песка: картотека игр с водой (эксперименты с тонущими и плавающими предметами; наливаем-выливаем).

Панно по сенсорике (кармашки с петельками, кнопки, замки-молнии, липучки).

Игры и пособия для сенсорного развития детей, выполненные из «нестандартных» предметов: крышек, пробок, прищепок, пуговиц, шнурков, липучек).

Дидактические игры:

«Такой листок лети ко мне»

«Найди пару»

«Чудесный мешочек»

«Подбери по цвету» (чашка и блюдце, шарфик и шапочка, платье и бантик и т.д.)

«Чей домик?»

«Чья мама?»

«Большой и маленький» и др.

Физическое развитие Оборудование для развития основных видов движения (ползание, лазание, бросание, катание, ходьба, бег): невысокая шведская стенка, скамейки, приподнятая от пола доска, бревно, мягкие модули, ворота, тоннель «Гусеница», кольцеброс, мячи разных размеров, веревки разной длины и толщины, мешочки с песком, обручи, ребристая доска, массажная дорожка, каталки и игрушки на колесах, мягкие модули, коляски для кукол, два больших автомобиля, на которых катаются дети.

для спортивных упражнений: флажки, погремушки, султанчики, платочки, гимнастические палки.

для развития дыхания: дыхательный тренажер - листья, снежинки, птички, вертушки и т. д.

Картотека утренней гимнастики с использованием малых форм устного народного творчества.

Картотека подвижных игр и упражнений для развития основных видов движения:

- ходьба: «Пойдем гулять», «Ножки по дорожке», и др.

- бег: «Бегите ко мне», и др.

- равновесие: «Перешагни палку» и др.

- лазание, ползание: «Доползи до погремушки», «Проползи по мостику», и др.

- бросание, ловля и прокатывание мяча: «Догони мяч»,«Бросай и догоняй», и др.

- прыжки: «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький».

Картотека пальчиковых игр.

Картотека музыкально-подвижных игр.

Для дыхательной гимнастики изготовлен тренажер «Веселый ветерок».

Картотека «Дыхательная гимнастика для малышей».

Речевое развитие Книжный уголок
Стеллаж для книг: детские книги по возрасту, книжки-малышки, звуковые книги для развития умения повторять звуки.

Детские книги периодически меняются в зависимости от темы недели, от времени года и других образовательных задач.

Наглядно-дидактическое руководство из цикла: « Школа семи гномов», «Мир в картинках», «Сказки в картинках». «Энциклопедия для детей».

Игрушки для развития мелкой моторики пальцев рук: застежки, молнии, крючки и замочки, шнуровки, вкладыши, мозаика и другие.

Игрушки, тренажеры для развития правильного речевого дыхания - плавного выдоха.

Магнитофон и фонотека «Сказки для малышей».

Картотека потешек для использования в разных режимных моментах:

- умывание

-кормление

- одевание

- укладывания спать

Картотека потешек о животных и птицах;

Картотека пальчиковых игр, колыбельных песенок.

Подборка картинок по разным лексическим темам.

Дидактические игры на развитие речевого дыхания, высоты голоса, звукоподражания «Кто как кричит?», «Скажи так же».

Дыхательные тренажеры:

« Веселый ветерок».

Художественно-эстетическое развитие Уголок музыкального развития
Музыкальные книги и игрушки

Музыкальные инструменты: металлофон, гармошка, погремушки, бубны, барабаны, деревянные ложки.

«Музыкальный кубик».

Музыкальные шкатулки.

Музыкальный волчок.

Магнитофон и фонотека «Времена года», «Классическая музыка для малышей», «Народная музыка», «Звуки природы», «Колыбельные для детей», «Детские песни».

Картотека музыкально-речевых игр, песенок.

Пластиковые, прозрачные ёмкости, мешочки, наполненные горохом, желудями, мелкими камешками, крупой.

Центр художественного творчества
Народная игрушка: дымковская, матрешка, ванька-встанька, курочки- хохлатки.

Альбомы для рисования, раскраски, цветные карандаши, мелки, фломастеры.

Мольберты, магнитная доска.

Подборка иллюстраций к произведениям детской литературы.

Альбомы с детскими рисунками.

Дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди такой же» и др.

Разные материалы для творчества: бумага разного цвета и фактуры, печати, штампики, тесто, природный и бросовый материал и др.

Театральный уголок
Театр «Би-ба-бо» (сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Теремок»).

Наглядно-дидактическое руководство из цикла «Сказки в картинках».

Уголок «ряжения»: детские костюмы, шляпки, сумочки, зеркало.

Маленькие ширмы для настольного театра.

«Пальчиковый театр».

Фланелеграф.

Атрибуты для игр-драматизаций: шапочки, маски, рукавички, нагрудные знаки-эмблемы, веночки.

Плоскостные фигурки животных и людей, сказочных персонажей.

Перчаточные куклы.

Домик, декорации для показа фольклорных спектаклей, сказок, потешек.